Сегодня мы хотим познакомить вас с всеми известным фильмом «Сказка о царе Салтане», режиссёра Александра Птушко, снятым по мотивам одноимённой сказки Александра Сергеевича Пушкина.
"Три девицы под окном пряли поздно вечерком...».
- Так начинается эта сказка. Все мы с детства помним эти слова.
А потом много чего было: и любовь, и клевета, и предательство, и чудеса, и множество волшебных приключений, и тридцать три богатыря, и, конечно же, счастливый конец...
Всем нам в детстве читали эту сказку, когда мы сами еще не могли этого делать. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», или как ее обычно называют «Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году.
В своей сказке Александр Сергеевич в начале 19 века соединил две темы — традиционную в народных сказках судьбу оклеветанной жены и счастливое решение этой судьбы, добавив к ней, введенную в сказку самим Пушкиным, народную мечту об идеальном, счастливом государстве за тридевять земель. Пушкин озвучил извечную народную мечту о сказочном государстве, где княжит справедливый Гвидон, где «все богаты, изб нет, везде палаты», а чудесная белочка своими золотыми скорлупками и изумрудными ядрами создает богатство государства, а надежная волшебная охрана, тридцать три богатыря», выходящие из моря, охраняют его от внешних врагов и невзгод. Какой мощной духовной силой должен был обладать поэт, чтобы во времена Николая -I, во время царской – государственно-политической реакции создать такой образ и так озвучить извечную народную мечту о справедливости.
Справедливость в сознании народа всегда есть и будет основополагающим фактором во все времена. При этом Автор передал в своей сказке присущее народу языческое мироощущение, мироощущение единства с природой, гармонии с ней.
Фильм Птушко не первый случай, когда пушкинская сказка вдохновляет других художников на отдельное произведение. Наиболее известные примеры — одноименная опера Римского-Корсакова, впервые исполненная в 1900 году. Есть созданный во время войны мультфильм 1943 года Валентины и Зинаиды Брумберг, снятый по передовой технологии ротоскопирования, когда все сцены были сначала сыграны настоящими актерами и сняты на пленку, а потом обработаны, обрисованы и разукрашены аниматорами.
Экранизация Птушко, таким образом, вторая экранная версия пушкинской сказки, но при этом первая, решенная средствами художественного кино. Художественный фильм, поставленный режиссёром Александром Птушко на студии «Мосфильм» в 1966 году является самым ярким экранным воплощением этой сказки. Здесь в полной мере использованы все фирменные приемы Птушко. Богатые, подробные и масштабные декорации и массовка. Стихи Пушкина. Живописные пейзажи и герои, будто сошедшие с полотен Васнецова. Юмор, детский, почти инфантильный взгляд на вещи… и мудрость, почерпнутая не только в собственном опыте, но и в исторической памяти целого народа.
Съемки фильма проходили в Крыму под Севастополем возле древнего Херсонеса и под Москвой. Под Херсонесом были построены декорации двух городов – Царя Салтана и князя Гвидона.
На роль 33 богатырей отбирали рослых ребят среди матросов черноморского флота в Севастополе. Роль Дядьки Черномора исполнил М. Бармин. Птушко активно использует комбинированные съемки, создавая малыми средствами эффект масштабного морского боя князя Гвидона. Или ощущение погружения под воду дядьки Черномора и его войска. Птушко ничего не стоит заставить своих героев парить по небу, всего лишь запустив пленку в обратную сторону. Сказочного эффекта он может добиваться и самыми простыми методами: наградив белого лебедя тонким голосом царицы, а белку, добывающую из орехов чистый изумруд, чуть ли не оперным контральто. И все это под ироничную музыку композитора Гавриила Попова.
Весь творческий коллектив фильма постарался зримо передать на экране и поэтическое обаяние пушкинской сказки, и мудрую мысль, лежащую в ее основе, и острый намек — «добрым молодцам урок».
Через много лет актер Олег Видов исполнивший роль Гвидона будет вспоминать:
Я снялся у Птушко в фильме «Сказка о царе Салтане». Я сыграл князя Гвидона. Этот фильм был такого типа как снимали на «Юниверсал», русские Star Wars или русский «Багдадский вор». Потрясающий фильм. Александр Лукич Птушко, он был удивительным художником, который влюбился в куклы и создавал куклы. У него был фильм «Новый Гулливер», где Гулливер пел свою знаменитую песню «Моя лилипуточка, приди ко мне…» Для нас, ребятишек, тогда это был удивительный мир, такой же удивительный как и другой его фильм, «Золотой ключик». Эти фильмы были подарками моего детства. Эти фильмы подарили мне мир сказки, и я остался привержен этому миру.
Как и всегда, помимо целой россыпи великолепных образов, «Сказка о царе Салтане» у Птушко существует вне времени и эпохи. В ней нет ничего от нового, радикального и стремительного времени 60-х. Как и остальные сказки Птушко, она остается одновременно передовой с точки зрения киноискусства и насквозь традиционной, прочно лежащей на фундаменте народного фольклора и тем самым полностью созвучной и пушкинскому замыслу, и его поэтической стилистике. «Сказка о царе Салтане» — предпоследний фильм режиссера, за который он получил приз Всесоюзного кинофестиваля 1968 года, проходившего в Ленинграде.